Противоугоны – специальные элементы железнодорожного пути, применяемые в верхнем креплении рельс к деревянным шпалам посредством костыльного соединения. Его основная функция – предотвращение так называемого «угона пути» – смещения рельсов относительно шпал вдоль движения железнодорожного состава, которое может произойти во время движения поезда на конкретном участке пути (при прохождении вагона противоугон передаёт силу, которая могла бы вызвать угон, на путевые подкладки и шпалы.). Происходит угон из-за одновременного воздействия на рельс вертикальной нагрузки со стороны вагонных колёс и продольного сопротивления сил трения. В результате рельс совершает «забег», смещаясь относительно шпал вдоль направления движения поезда. И чем выше вес перевозимых грузов, а также чем более податливо основание путей, тем более вероятен угон, соответственно – тем выше требования по его предотвращению. Конструктивно противоугон – это пружинная скоба, которую защёлкивают на рельсовой подошве. Установка осуществляется сразу на двух рельсовых нитях, соблюдая симметрию относительно середины звена. Изготавливается противоугон из горячекатаной стали сечением 20х20 или 25х25 миллиметров. После изготовления изделие подвергается закалке методом погружения в масло. Вес одного противоугона для рельсов Р65 и Р75 – 1,28 килограмм. Основные виды поперечного сечения заготовок, применяемых при изготовлении противоугонов: Прямоугольная. Квадратная. Трапециевидная. П-образная. Т-образная.